В японском языке есть понятие «кокоро», перевод которого близок русскому понятию «душа». В нем — и биение живого человеческого сердца, и теплота как обязательная составляющая, и то, что связывает с ними память. Душа — память — прялка — русские корабли… Кокора! Что это?

Сафиюшка: Бабушка, что такое «кокора»?

Кокора, Преображение и Яблочный спасБабушка: Кокорой называли пень, но пень не простой, а выкорчеванный с корнем. Лучше, если он шел под прямым углом, перпендикулярно к стволу. Кокору использовали при постройке кораблей. Ведь раньше даже большие военные корабли строились из дерева, а внутренняя отделка и сейчас делается из ценных пород деревьев. Но о судостроении я мало что знаю. Зато помню, что кокорицей называли прялки, вырезанные из цельного куска дерева. Я говорю о прялках — предшественницах самопрялок с колесом, которые представляли собой две доски под прямым, или почти прямым, углом.

Сафиюшка: Бабушка, я все думаю, какое должно быть огромное дерево, чтобы из него можно было вырезать такую прялку?

Бабушка: Меня тоже долгое время это забавляло, когда я не знала, что используется дерево с корнями. Я пыталась представить толщину такого дерева. Чаще всего прялку делали из нижней части ствола, переходящей в корень. Я, Сафиюшка, уже рассказывала тебе о прялках как об одном из самых ярких явлений в русском народном искусстве. И что интересно, маленькое веретено, несомненно, играло главную роль в процессе прядения. Именно оно неустанно крутится, вертится, выполняя тяжелую работу. А основная слава досталась прялкам. Прялка в русском народном искусстве символизирует образ женщины-рукодельницы и мастерицы. Да, о прялках можно говорить долго, тема эта — почти бесконечна, как и разнообразие прялок: и по росписи, и по способу изготовления. Один из видов прялок назывался «кокорица» или «корневуха». Про такие «цельные» прялки говорят, что они вырезаны из копани, т. е. лопасть, к которой привязывали шерсть или льняное волокно, ножка и донце были вырезаны из ствола дерева, выкопанного вместе с корнем. Прялки делали из самых разных деревьев: ясеня, клена, березы, липы, осины, ели и даже из такого твердого для обработки дерева как дуб. Но цельные прялки получались только из ели! Представь: ствол елки у земли переходит в корень. Мастер должен был найти такое дерево и такой корень, чтобы прялка получилась устойчивой, то есть необходимое условие — прямой угол и достаточная ширина, чтобы пряхе удобно было сидеть и работать.

Форма корневых прялок, вырезанных из целого куска дерева, намного более древняя, чем все остальные типы прялок. В японском языке есть тоже понятие «кокоро», перевод которого близок русскому понятию «душа». В нем — и биение живого человеческого сердца, и теплота как обязательная составляющая, и то, что связывает с ними память. Душа — память — прялка — … русские корабли… Кокора! Случайно ли эта связь?

Кокора, Преображение и Яблочный спасСафиюшка: Как интересно!

Бабушка: Вот, посмотри, у нас с тобой есть Мезенские, Вологодские, Северодвинские прялки, сделанные мастерами из кокоры. Вот, например, Мезенские. Именно мезенскую прялку чаще всего называли прялицей-кокорицей, или корневухой. Название этих прялок и знаменитой росписи происходит от названия реки Мезень, которая находится в Архангельской области. В маленькой глухой деревеньке Палащелье в среднем течении реки Мезень сохранилось удивительное искусство росписи по дереву. Это отдельная ветвь в русском народном искусстве, о значении которой говорит тот факт, что целое направление в русском декоративном искусстве получило название «мезенская» или «палащельская» роспись. В Палащелье все мужское население занималось изготовлением прялок. До наших дней дошли фамилии семей, в которых мастерство передавалось от отца к сыну: Федотовы, Новиковы, Кузьмины, Аксеновы. Женщины там никогда не участвовали в росписи прялок.

Русские прялки чаще всего имеют яркую, праздничную роспись. Вот, посмотри, например, на Северодвинские прялки. Мезенские же — более строгие, торжественные. Кроме прялок расписывали короба (сундучки разной формы), лукошки, веретена, ложки. Красная с черными контурами на золотисто-желтом фоне, с ритуальным бегом коней и оленей — мезенская роспись напоминает старинные вышивки. Многие исследователи отмечают очевидную архаику геометрических узоров с горизонтальными фризами. Находят сходство узора мезенской росписи не только с книжной каллиграфией новгородских рукописных книг, но и с греческой орнаментикой стиля «Дипилон». На керамических сосудах VIII в. до н.э., найденных в Афинах на Дипилонском кладбище, та же превосходная орнаментальная живопись в геометрическом стиле, плоские схематичные фигуры животных и человека.

Относительно недавно в Заонежье были открыты наскальные рисунки, с которыми сравнивают мезенскую роспись. Звери и птицы, изображенные людьми каменного века за две тысячи лет до нашей эры, столь же выразительны, что и у мезенских мастеров. Вообще образы палащельской или мезенской росписи — самые древние из всех известных в русском народном искусстве. В центре композиции лицевой стороны прялок, обычно, ритмично бегущие кони и олени. На обратной стороне — изображение кораблей, сцен охоты, рыбной ловли, верховой езды, катание на санях жениха и невесты и другие бытовые сцены. Мезенские мастера очень любили изображать парусные и колесные суда, иногда с матросами. Сами они были замечательными моряками и рыболовами.

Кокора, Преображение и Яблочный спасСафиюшка: А что это за треугольнички, кружочки и линии?

Бабушка: Молодец, это не простые геометрические фигуры. Орнамент, который из них состоит,— это язык тысячелетий. Вот видишь, за один раз я даже об одном виде росписи не успею полно рассказать, только обозначить, затронуть некоторые стороны знаменитого письма Мезени!

Мезенские геометрические орнаменты на первый взгляд кажутся чуть ли не примитивными. Их можно разделить на четыре вида: орнамент в квадрате, орнамент в треугольнике, орнамент в ромбе и в косой полосе! Но за видимой простотой — огромный образный мир, которым жили наши предки. Язык таинственных узоров наполнен глубокой символикой, которая переходила из рода в род. Одно столетие сменяло другое, менялись верования, одежда, образ жизни, забывался смысл рисунков, заложенный изначально, и только символы старинных орнаментов, как письма вечности, передавали из поколения в поколение художественные образы.

Смысл условных изображений, зашифрованных в орнаментах, изучает наука семантика. Сегодня, Сафиюшка, я покажу тебе несколько знаков первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня, которые занимают большое место в мезенских орнаментах. Солярные знаки — самые главные в народном искусстве. Колесо и все, что стремится к кругу, трактуется как солярный знак. Хотя колесо является символом не только Солнца, но всего Мироздания.

Сафиюшка: Бабушка, а ты умеешь прясть?

Бабушка: К сожалению, нет. Умею только шить. Я свою бабушку не видела сидящей за прялкой, хотя она научилась прясть, как и положено, в детстве, в деревне, а когда вышла замуж и переехала с дедушкой в город, у нее появилась швейная машинка.

Бабушка, у которой было десять детей, перенесла все тяготы войны. Выжить помогла ей швейная машинка. Выменяв на картошку и муку все, что было ценного в доме, сумела не дать умереть никому из семьи! Без мужчин продержалась с девятью детьми (старший сын уже воевал!). Не хотелось ей расставаться со своей любимицей, замечательной машинкой «Зингер», на которой обшивала всех детей, но в конце войны и ее променяла на хлеб. Моя мама, Сафиюшка, твоя прабабушка, совсем маленькой девочкой во время войны, помогая своей маме, ходила зимой за десятки километров через леса и поля с санками в другую республику, по чувашским деревням, обменивала вещи на еду. Болела, обмораживала ноги, но отогревалась и лечилась на русской печке. А когда выросла, стала очень хорошей портнихой. Из всей большой семьи только к ней перешел талант ее мамы: творить одежду! Поэтому после войны поехала учиться в Москву, чтобы стать модельером.

А в детстве она помогала бабушке шить, сама рядом с ней фантазировала. К слову сказать, моя бабушка в тяжелые годы из одного своего старинного сарафана шила семь платьев для своих дочек и еще хватало на рубашки трем сыновьям. Сарафаны раньше были пышные, красивые, на каждый шло 12–15 метров ткани! А если делали плиссировку, то до 35 метров!

Сафиюшка: А что такое плиссировка?

Бабушка: Плиссировка — это мелкие заглаженные на ткани складочки, как гармошка. Но раньше их делали интересным способом: закладывали складочки плиссировки в то время, когда в печке выпекали для семьи хлеб. Мастерица смачивала тряпочку и накрывала ею ткань со складками. Сверху ставила готовый, но еще горячий хлеб. Вода испарялась, а плиссировка так хорошо закреплялась, что сохранилась до наших дней в костюмах, которые были сшиты в 19 веке!

Дедушка Семен Яковлевич прошел не одну войну. (Я тебе рассказывала, о начале его службы во время революции 1917 года). После окончания Великой Отечественной войны вернулся он невредимым. Считает, что остался живым только благодаря вере и молитвам. Бабушка с дедушкой были старообрядцами. Чистая православная вера, традиции и сейчас сохраняются во всех семьях наших многочисленных родственников. В конце войны дедушка с целой армией попал в плен. Освобождали его американцы, предложившие ему уехать в Америку. Но какая Америка, когда дома ждут жена и десять детей?! Старший сын тоже вернулся живым. От дедушки с бабушкой нам осталась икона «Преображение Господне».

Как раз в этом месяце, 19 августа — праздник «Преображение Господне». Связан он с такой историей… Иисус Христос, зная, что ему предстоят страдания и смерть на кресте, не хотел, чтобы его ученики во время этих страшных событий поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия. Открыв им, что ожидают его страдания, смерь и воскрешение, решил укрепить их веру. Призвал он трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и повел на гору Фавор, где преобразился перед ними. Воссиял лицом и белоснежными одеждами, блистающими неземным светом. Явились перед ним два пророка Илия и Моисей и вели с ним беседу. Глас Бога Отца, раздавшийся из светлого облака, провозгласил Божественность Христа. Иисус Христос хотел, чтобы в грядущих страданиях и смерти за людей, апостолы увидели добровольное начало, чтобы не стали они после его смерти сомневаться в его учении и проповедали миру, что Господь Иисус Христос, есть истинный Сын Божий. Праздник «Преображение Господне» совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день после Божественной лиСафиюшка в саду «Буян-остров»тургии совершается освящение яблок и других плодов, благодарят за них Бога. В народе этот день называют Яблочным спасом.

С яблоками, с садом связан у меня в памяти образ дедушки… Уйдя на пенсию, дедушка занялся садоводством. Сад находился не рядом с домом, а около соснового леса, на горе над Волгой. Летом мы любили ночевать в маленьком домике в саду, где ночью была особая таинственность, и временами нас посещал страх от непривычных звуков и страшных историй, которые «модно» было рассказывать в те годы. Это были своеобразные фильмы ужасов. Конечно, иногда нас «заносило», энергия била ключом, и мы не знали, что бы еще придумать. Однажды (помню блестящие капельки росы и мокрое крыльцо после дождя) я увидела за тумбочкой дедушкино ружье (хозяева садов по очереди охраняли их) и решила пошутить. У меня и в мыслях не было, что оно заряжено! Я стала просить двоюродную сестру выйти и через минуту войти. Как мне повезло, что она разгадала мой глупый замысел: «Знаю, я войду, а ты скажешь: руки вверх! Не хочу!». И тогда я вышла с ружьем на крыльцо и спокойно, направив его в соседний сад, нажала на курок! …. Я до сих пор помню тот ужас, который мы все испытали! Звук напоминал взрыв бомбы! Мы бросили ружье и убежали. Какое счастье, что сестренка не подыграла мне, какое счастье, что в соседнем саду никого не было!…

Так вот, дедушка очень любил пить чай. Придя из сада, он традиционно садился пить чай, не с бутербродами, а обязательно с принесенными из сада яблоками. Дедушка Семен Яковлевич СолдатовЭто был настоящий ритуал, за которым мы с интересом наблюдали. Как и положено старообрядцам, чашка и ложка были у него индивидуальными, никто не имел права их брать. Отчетливо помню дедушку, сидящим на своем месте за кухонным столом, с большой чашкой с синей полоской. На стене — часы-ходики с тремя медведями. Помню старинные щипчики для колки сахара и несколько обязательных яблочек, которые он резал кусочками в чай. Пил он неспешно, и никто его не тревожил.

С детства яблоки я люблю больше всех других фруктов. На Украине сама ходила с бабушкой в церковь освящать их. Накануне Яблочного Спаса она обязательно пекла свои знамениты пироги, в том числе и с яблоками. Тесто у нее получалось изумительное: воздушное, очень сдобное и вкусное.

Сафиюшка: Как твое? Я люблю твои пироги.

Бабушка: Спасибо, внученька. Да, я училась у бабушки и мамы, что-то добавила свое. Кулинария ведь творческое занятие? А теперь передаю рецепты дальше, всем желающим.

Сафиюшка: А мне передашь? Я тоже хочу записать рецепт «Бабушкиного теста».

Пироги в музее-усадьбе «Буян-остров»Бабушка: Ну, если хочешь, записывай. Тогда как настоящая хозяйка заведи специальный блокнот. Наступит время, и ты воспользуешься этим рецептом. А чтобы закрепить знания, поможешь мне на Яблочный Спас испечь несколько пирогов. Записывай:

Тесто дрожжевое. Один литр теплого молока (или сметаны), 150 г хорошего маргарина (растопить), 4 яйца, приблизительно 150 г сахарного песка, щепотка соли, 4–5 столовых ложек растительного масла (добавить при замешивании), около 2 кг муки (обязательно просеять через сито, чтобы мука наполнилась воздухом, тесто будет пышнее). В муку добавляем сухие дрожжи.

Раньше дрожжи были другие, похожие на пластилин. Чтобы проверить, хороши ли они, брали половину «палочки», заливали теплой водой или молоком, добавляли 1 чайную ложку сахара, 1 столовую ложку муки, перемешивали и ждали: если смесь быстро начинала «подходить», значит, можно использовать для пирогов.

Так вот, после того, как смешали мы все ингредиенты и постепенно добавили положенное количество муки, тесто необходимо очень хорошо вымесить. Оно должно отставать от рук. Затем ставим его в теплое место на 1,5–2 часа. Даем 2–3-раза «подойти»: два раза «сбиваем», а на 3-й раз начинать лепить пироги.

Тесто не должно быть крутым, скорее жидким. Начинки для пирогов бывают разные. Запиши пока три.

1. Сладкий пирог я делаю открытым. На противень выкладываю раскатанную пластину теста, «заходя» на бортики. Начинку делаю из яблочного или грушевого варенья, перекрученного на мясорубке или мелко нарезанного, с добавлением лимона. Уголки теста «склеиваю», середину каждый раз украшаю соответственно случаю: то цветами из теста, то корабликами, то нотным станом и скрипичным ключом.

2. Пирог с капустой — закрытый. Капусту нарезать, потушить, добавить соль-сахар по вкусу, много сливочного масла (не жалеть), одно сырое яйцо. Пирог состоит из двух раскатанных пластин теста. Капусту выложить на первую пластину и накрыть второй. Слепить. Украсить.

3. Пирог с мясом делается тоже закрытым. Для начинки берем жирную вареную свинину (можно смешать с говядиной), добавляем много слегка обжаренного лука, соль, перец по вкусу.

Перед тем, как поставить в печь, пироги нужно обязательно смазать яйцом. Помазок я делаю из куриных перышек. Если остается тесто, я делаю сладкие слойки.

Сафиюшка: Спасибо, бабушка. Это мои первые рецепты.

Наталия Цыгикало, музей-усадьба «Буян-остров»

Добавлено/обновлено 4 сентября 2011 | Интересные статьи