«Кавказская Ривьера. Баталии За Рай» — работа над проектом продолжается. Часть работ уже написана.

Сочи. Гостиница Кавказская Ривьера

Почти Перформанс

В августе 2020 г. мы с художниками-участниками нашего Проекта, Валерой и Наташей Черкашиными, приехавшими в Сочи, чтобы увидеть своими глазами происходящее с историческим комплексом, и на основе подлинных материалов создать свои произведения, были задержаны и опрошены. Нас повели за такой заветный для нас забор. Но мы рано радовались: увидеть ничего не удалось. За забором был еще один забор. Между ними и сидели охранники, которые позвонили и пригласили других охранников, из ФСО. Нас опросили, установили личности, записали. Из небольшой фото-камеры Валеры Черкашина были стерты даже снимки забора объекта. У меня в мобильнике случайно остались кадры, как между телами загорающих гостей курорта (наверняка миллион раз сделавших селфи на фоне забора) бежит к Валере охранник. После этого «перформанса» мы пошли в музей города Сочи, где не сразу, но получили доступ хотя бы к старинным фотографиям и открыткам.

Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта Кавказская Ривьера. Баталии За Рай: Почти перформанс + Цели и задачи проекта

Изучая, погружаясь в понимание предмета или явления, мы как маленькие дети, «рисуем» понятную схему, в дальнейшем — прорисовываем мысленно или явно полноту предмета или явления, выискивая для раскрытия предмета изящные фразы и выражения известных авторов, а в дальнейшем — с изумлением проникаем в тонкости подхода, к уже познанной нами области, великих художников, писателей, тем самым значительно углубляя свой чувственный мир.

Цели и задачи проекта

1. Задача нашего проекта несколькими художественными, громкими, профессиональными акциями привлечь внимание государственных органов, от которых зависят решения по реставрации памятника архитектуры и восстановление комплекса курорта «Кавказская Ривьера» в первоначальном виде (на момент открытия в июне 1909 года) как символа и знака города-курорта Сочи, объекта показа гостям города; создание в восстановленном комплексе курорта «Кавказская Ривьера» общественно-культурного центра как места для сохранения истории города-курорта Сочи, его идентичности, места проявления творчества сочинцев, места знакомства гостей и новых горожан с уникальностью города, для запуска креативной экономики и управления сохранением, содержанием и развитием территории.

2. В Сочи давно назрела необходимость появления Музея современного искусства. Данный проект может стать базовой основой этого музея. Приглашены художники как маститые, так и молодые, но уже получившие в большей или меньшей мере признание профессионалов. Было бы интересно создание и временных арт-пространств на территории «Кавказской Ривьеры».

3. Произведения, созданные в Экспериментальных Мастерских «Сочи. Новый Рай или Пандемониум» и «„Кавказская Ривьера“. Баталии за Рай» на темы, предложенные куратором и связанные с интереснейшей историей Сочи и конкретного памятника архитектуры, могут стать также украшением современных интерьеров возрожденного комплекса «Кавказская Ривьера», как и других гостиниц и санаториев, рассказать будущим поколениям о событиях и баталиях в нашей стране языком искусства.

4. Сделать проект многолетним, чтобы с каждым годом появлялось все больше ярких и профессиональных произведений, посвященных Сочи.

Проект «Кавказская Ривьера. Баталии за Рай» направлен на:
— поиск и освоение новых форм и направлений культурного обмена;
— расширение культурных связей.

Цели проекта в контексте региональной политики:
— продвижение новой модели развития культуры, направленной на расширение межрегиональных культурных связей, обмен опытом между столичными и региональными художественными институциями, продвижение творческих инициатив;
— активизация взаимодействия между государственными художественными музеями и региональными центрами культуры;
— повышение роли современного художественного процесса в социальной структуре развития региона.

Художественно-исследовательская работа в Сочи в рамках Экспериментальных Мастерских-2020 должна:
• влиться в единую программу фундаментального художественного исследования мира и современного артпроцесса в России и за рубежом;
• способствовать повышению общего уровня художественной культуры в регионе;
• способствовать возобновлению систематических поездок художников в красивейшие места российского черноморского побережья Кавказа, развитию творческих дач для плодотворной деятельности художников;
• способствовать продвижению творческих инициатив в отечественную и мировую художественную практику.

Словосочетание «Сочи-рай» стало в нашей стране почти мифологемой. В свете так быстро произошедших глобальных изменений в теперь уже официально признанной южной столице России, вместе с меняющейся системой ценностей в жизни и культуре общества, нам представилось интересным продолжить исследование этого воззрения, художественно осмыслив события, явления, ухудшающуюся экологию не только через историко-мифологическую призму, но и получив непосредственные ощущения от знакомства с земным «раем». Однако в сравнении с первым проектом, необходимая площадь для осмысления художниками сократилась в буквальном смысле до нескольких гектаров Черноморского побережья. А вот концентрация событий, исторических баталий усилилась в десятки раз. Для авторов-участников это, несомненно, облегчает выбор тем для работ. Опираясь на методику гениального ученого, великого гуманиста Яна Амоса Коменского, изложенную им в удивительном произведении «Мир чувственных вещей в картинках», а также выступая в рамках масштабного исследовательского проекта «Против течения», художники этого и последующих проектов покажут свой взгляд на известные события. Будет необычайно интересно посмотреть на выбор авторами тем, а также, по возможности, сложить из разных стилей, манер и техник целостную картину Баталий за Рай на Кавказской Ривьере. Искусство не является лакмусовой бумажкой процессов, происходящих в обществе, и не всегда отображает жизнь, а, принимая идею Юрия Михайловича Лотмана, искусство — создает жизнь, порождает жизнь. Художник способен выявить такие стороны предметов и явлений, до которых не всегда доходит наука. Несмотря на то, что искусство не обладает возможностью совершить немедленные изменения, тем не менее, является мощным вдохновляющим импульсом.

Много десятилетий взгляды художников обращены в сторону окружающей среды, что является откликом на действие разрушительной силы стремительно развивающихся новых технологий. Создается ощущение, что планетарное развитие сознания запаздывает по сравнению с развитием технологий, что приводит к разрушению собственного Дома. Однако стремительно развивающиеся технологии имеют и огромный потенциал для воплощения многовековой мечты человечества о Рае. Художники разных поколений работают над тем, чтобы обратить людей в сторону созидания. Проект «„Кавказская Ривьера“. Баталии за Рай» — еще одна манифестация, еще одна капля в сосуд, ответ на изменившуюся систему ценностей в обществе. Город Сочи является идеальной площадкой для подобного заявления.

Уникальный уголок планеты, освоенный человеком много тысяч лет назад, прошедший неоднозначные этапы в своем развитии, тем не менее, имеющий потрясающий потенциал стать еще одним Райским уголком на земле, сейчас остро нуждается в особом внимании. В наши дни прекрасный облик «райского уголка» претерпевает катастрофические изменения. Творец (или творцы) — Сотворение — Грехопадение-Изгнание из Рая — будет ли Возвращение…?

Добавлено/обновлено 21 сентября 2020 | Новости союза