Прекрасно понимала, что мало кто из взрослых художников способен выполнить такую работу с налету на хорошем уровне, сохранив свой стиль! Так и получилось, не все педагоги решились «посоперничать» с детьми, работали привычно!
Много лет я с удовольствием работаю в жюри фестивалей искусств, на которые съезжаются детские и взрослые коллективы из разных регионов часто с очень интересными программами. Привыкла, что на детских выставках, к сожалению, очень много работ, в которых явно видна рука педагога. И с этим невозможно ничего сделать: педагоги должны вернуться с дипломами, первыми местами. От этого — повышение квалификации и степень уважения в коллективе. Организаторы боятся обидеть и родителей, и педагогов, которые приезжают к ним на фестивали. Мы, члены жюри, тоже всегда рады приглашениям… И все-таки ежегодно пытаемся мягко обсуждать с организаторами и педагогами вопрос о самостоятельности, чьи это работы — детей или педагогов? Но ничего не меняется. Я даже услышала новые термины для себя. Педагоги объясняли: «Да, это „составная“ работа». Оказалось, что, например, домик берется с одной картинки из интернета, лошадь — с другой, небо — с третьей! Бывают работы просто срисованы с чужой фотографии!
И тут вдруг случилось, что я смогла непосредственно понаблюдать, как самостоятельно и творчески могут работать эти дети. Меня пригласили в Абхазию, на фестиваль в Пицунду, провести два мастер-класса в рамках пленэров на озере Рица и в Новом Афоне. Я разработала тему «Декоративный пейзаж», которая прекрасно ложилась на пленэр, а с другой стороны предоставляла каждому ребенку возможность проявить свою индивидуальность. Да! Это был экстрим для всех. Время — всего около 2-х часов… и бегом в автобус!
Дети в основном 7–11 лет, несколько человек 14–15 лет, несколько педагогов. Нужно было минут за 10 успеть «прочитать маленькую лекцию» о том, как реалистический пейзаж можно превратить в декоративный. Объяснить, что такое символичность, обобщенность, условность. Познакомить с техниками стилизации… рассказать о бесконечном разнообразии декоративного искусства. А еще о цвете, композиции, орнаменте, конструктивной организации формы и пространства и многом другом. Подготовила наглядный материал, привезла живописные работы и предметы декоративного искусства, в которых использован декоративный пейзаж, 15 каталогов с закладками, показала на планшете лучшие образцы…. Мартирос Сарьян и другие художники, фрески, мозаики, декор архитектуры, предметов искусства и т.д.
Конечно, слишком много информации для ребенка. Но что-то в голове точно останется. Прекрасно понимала, что мало кто из взрослых художников способен выполнить такую работу с налету на высшем уровне, сохранив свой стиль (так и получилось, не все педагоги решились «посоперничать» с детьми, работали привычно-реалистично). Но в детей я верила! Конечно, боялась, что все равно появятся десятки штук голубого неба, зеленой горы и синего моря или озера.
Как же мне было интересно! Вот где проявляются характеры: кто-то, не дослушав меня, сел и начал работать. Кто-то подсматривать, что делает сосед. Девочка сидела и бормотала: «я ничего не понимаю, я не понимаю…», я ей объясняла, а она продолжала «не понимать», но в конечном итоге справилась и она. Начать всегда сложно, а эти дети привыкли к «помощи». Мне же хотелось разбудить их воображение, научить ничего не бояться. Я разрешила им делать все, что захотят. Бродить, выбирать ракурс. Менять местами объекты, добавлять, сочинять цвета. Кто-то без моих подсказок попробовал выразить свои впечатления от Абхазии в целом: на Рице появился маяк и храм. Мальчик «повесил» в небе два дерева вниз кроной. На вопрос, что он этим хотел сказать, ответил: «Мы должны сохранять природу!» (я об этом с ними не говорила).
То, что они видели в данный момент перед собой, должно было только дать толчок к созданию совершенно индивидуальной работы, оригинальной идеи. В общем, кто ждал от меня «Возьмите карандаш и проведите линию», не дождались! И пришлось и первую точку, и первую и последнюю линии сделать самим. И все получилось! У кого-то — просто правдивая детская работа, соответствующая возрасту. Но в каждой работе — своя идея, и уже просматривается стиль! Я уверена, очень часто педагог не умеет правильно ставить детям задачу и ленится подробно объяснять. Кстати, заметила на пленэре у некоторых какую-то странную закономерность — работы по цвету или рисунку близки одежде автора:). Возможно, это случайность.
Дети на пленэре делились на две группы. Вторая группа сидела недалеко от нас и работала под руководством другого педагога. Перед ними ставилась иная задача, им уж точно говорили — проведите слева направо прямую линию… и т.д. Когда я подошла, я увидела с десяток голубых небес и моря и ряд скучных кипарисов. Последние три фотографии в этом альбоме — из параллельной группы. Работу взрослого и ребенка не отличишь!
Дала в альбоме сделанные на скорую руку фотографии видов с того места, где проходили пленэры! Какие возможности и для реалистического пейзажа!
Ребенку, обучая его в классе основам классического рисунка и живописи, работе с натуры, время от времени, начиная с самого младшего возраста, нужно пробовать давать полную свободу в выборе стиля и техники. Чтобы к созданию творческой конкурсной работы он приступал легко и с радостью, не ожидая, что за него половину работы сделает педагог. На конкурсы и фестивали привозить работы с самостоятельной идеей, самостоятельно построенной композицией, самостоятельным колористическим решением. Тогда может быть меньше будет вырастать художников, которые «воруют» идеи, сюжеты и т.д.
Да, педагогам и родителям нужно не бояться ежедневно давать ребенку новую интересную информацию общеобразовательного плана, чтобы девочка в 14 лет на случившийся просто к слову вопрос «Какие вы знаете народные промыслы?» не отвечала «А, это землекопы?».
Пробыв в Пицунде два дня, я уехала в Сочи на другой фестиваль работать в жюри. Было жалко, что именно у этих детей не я буду присуждать места. Поэтому я передала им Послание:
«Дорогие друзья! Еще вчера была с вами в Абхазии на пленэре „Краски Кавказа“, а сегодня уже работала в жюри фестиваля „На творческом Олимпе“ в Сочи. Жалко, что не буду завтра с вами на выставке. С удовольствием просмотрела фотографии наших пленэров-мастер-классов на Рице и в Новом Афоне. Замечательные получились работы, я бы всем присудила первые места. И не потому, что я такая добрая. Просто вы отлично справились! У всех получились оригинальные, образные, яркие работы. Одна работа не похожа на другую. Вы все выполнили поставленные задачи: самостоятельно придумали свой образ, выбрали стиль исполнения, построили композицию, смело и выразительно использовали цвет. Основная задача мастер-классов — РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Это для художников очень важно! А образы природы, пейзаж, который был перед вами, и дали толчок к созданию образа, появлению главной идеи работы.
Самое интересное, что почти у всех у вас, таких маленьких художников, уже просматриваются определенные творческие пристрастия. А ведь в начале работы вы боялись, вам казалось, что вы не понимаете, что нужно делать, с чего начать. Поверьте, творческие мучения — это нормальное состояние художника, даже взрослого. Главное — не сдаваться и упорно работать! Когда вы повзрослеете, развитое в детстве образное мышление поможет создать каждому из вас свой неповторимый стиль.
Но чтобы в дальнейшем иметь возможность на холсте воплотить любой свой замысел, любую свою фантазию, нужно обязательно освоить классический рисунок, реалистическую живопись. И не для того, чтобы соревноваться в реалистичности с фотокамерой. Она вас все-равно переиграет в техническом исполнении деталей. А для того, чтобы владея всеми необходимыми художественными приемами и стилями, вы могли свободно воплотить свой самый невероятный замысел, любую свою фантазию. А главное — уметь выразить свои чувства, свое отношение к миру. Желаю всем вам огромных успехов, радости творчества и неиссякаемого желания всю жизнь учиться, познавать новое!»
С любовью к вам, Наталия Владимировна