Открытие «Сочи. Новый рай или пандемониум?»

Открытие «Сочи. Новый рай или пандемониум?»

В Художественном музее города Сочи открылась выставка «Сочи. Новая мечта или пандемониум?».

Автор и куратор проекта экспериментальных творческих мастерских «Сочи. Новая мечта или пандемониум?» — председатель Сочинской организации «Творческий союз художников России» Наталия Цыгикало.

«Я давно не получал такого удовольствия от представленного здесь и сейчас пиршества настоящей, яркой, жизнерадостной, очень профессиональной живописи. Это, несомненно, один из самых неожиданных и удачных проектов среди экспериментальных творческих мастерских ТСХР. Желаю куратору, участникам проекта счастья и творческих успехов в нелёгком труде сохранения и развития лучших традиций русской живописной школы».
Константин Худяков, президент ТСХР, вице-президент РАХ

Проект «Сочи. Новая мечта или пандемониум?» получил поддержку Министерства культуры в рамках экспериментальных творческих мастерских Российской академии художеств и Творческого союза художников России. Экспериментальные творческие мастерские, руководителем которых является Константин Василевич Худяков,— это коллективные проекты, создаваемые кураторами для широкого привлечения в них региональных и столичных художников различных направлений и жанров с целью актуализации художественных практик. Проекты творческих мастерских в совокупности составляют единую программу фундаментального художественного исследования мира и современного арт-процесса в России и за рубежом. К участию в проекте «Сочи. Новая мечта или пандемониум?» приглашены художники, живущие не в Сочи. Многие из них — участники уникального проекта «Против течения». Все художники имеют свой яркий стиль и признаны художественным сообществом.

Александр Греков (г.Пермь), награждён серебряной медалью РАХ, Лауреат Премии РАХ им.Н.И.Фешина. «Живопись для меня не искусство, а дисциплина во всех смыслах этого слова. Она помогает выстраивать стратегию (направление движения) и она же подсказывает тактику», «Уж если самая великая победа, доставшаяся нам невероятной ценой, может подвергаться такому к ней отношению сегодняшних „элит“, то что говорить о городе Сочи, задачей которого было на время стать блестящей витриной».

Юлия Волконская (г.Москва), лауреат Премии РАХ З.К.Церетели. «Я редко пишу на исторические темы, меня интересуют более тонкие материи: взаимодействие людей и пространства, природы и человека, света и цвета».

Александр Жерноклюев (г.Москва), лауреат Премии РАХ им.Репина. «Основа моих работ — фигуративная композиция. Люди. Для них Сочи — Новый Рай. Для них Сочи — Новая Мечта. Непосредственное чувственное слияние с городом и мечтой, с тем интимным переживанием, что живёт в человеке и воплощается на короткий промежуток времени. Сиюминутность нашего спокойствия, краткость нашего удовлетворения, выразительность запечатлевшихся в сознании мгновений — пожалуй, одна из важных эмоциональных линий каждого фрагмента».

Тамара Аксирова (Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик), награждена Бронзовой медалью ТСХР. «Сочи для меня — место силы. В Сочи всегда время любви».

Наталья Литосова (г.Ставрополь), награждена дипломом и благодарностью РАХ, Золотой медалью ТСХР, лауреат Премии Министерства культуры РФ, Лауреат премии РАХ З.К.Церетели. «Город Сочи является местом воплощения творческой мысли, которая вытесняет следы предшествующих культурных этапов».

Олег Калайтанов (г.Ставрополь), награждён дипломами и благодарностью Российской академии художеств, Золотой медалью ТСХР. «Мои мысли о Сочи отправляют меня к атмосфере неиссякаемого источника солнца, всепоглощающего, жадного, способного растворять и изменять границы предметов и пространства. Особенно язвительным его проявление становится в контражуре».

Светлана Кукуева (г.Новороссийск), награждена Золотой медалью ТСХ. «Для меня близким к моему художественному предпочтению оказался период конца XIX−начала XX. Мне показалось, что главенствующий в то время стиль модерн или ар-нуво, которому так характерны дорогие орнаменты, банты, тесьма, складки, ближе по духу к Сочи, полному райского изобилия».

Евгений Окиншевич (г.Москва), профессор кафедры живописи МАрхИ, кандидат архитектуры, академик Международной академии культуры и искусства, награждён серебряным орденом «Служение искусству», Золотой и Серебряной медалью ТСХР и Орденом «Элитарх» 1-й степени (Элита архитектуры и строительства). «Каждый раз, отправляясь к морю, мы полны мечтаний, и эфемерность этих предчувствий делает их ещё более близкими сердцу. Дорога к морю превращается в дорогу к нашим мечтам и желаниям. Однако, дорога — это не путь, а мираж, набор ощущений и предчувствий. Для меня существует неразрывная связь между морем и городом Сочи».

Екатерина Ляшко (г.Ставрополь), награждена Золотой медалью и почётным дипломом Международного фонда «Культурное достояние», Серебряной и Бронзовой медалями ТСХР. «Море дарит людям счастье, каждому своё. Мне хотелось подчеркнуть это в своих работах, высшую силу человеческих чувств — любовь, флёр курортных романов, взаимоотношений, неги и свободы, свободы во всём».

Анатолий Какалов (г.Ставрополь), награждён дипломами РАХ, Бронзовой и Золотой медалями ТСХР.

Скачать альбом арт-проекта «Сочи. Новый рай или пандемониум?»

В соцсетях есть группа «Сочи — город мечта! Рай на земле существует!». Но есть люди, которые, осуществив свою мечту, переехав в Сочи, не выдерживают и года, возвращаются на родину. Многомерный неоднозначный мир Сочи проявляется для каждого человека по своему. Пандемониум как метафора — место для проведения масштабных громких мероприятий, нарушивших когда-то одновременно идиллическую и возвышенную красоту горно-морского пейзажа. Через тернии к новому ощущению. Есть города, любимые с детства, случаются встречи во взрослой жизни. Каждый город, большой или маленький, в котором мы живём, достоин изучения, погружения в историю. Сочи же в силу сложившихся природных, политических, экономических условий встал в ряд таких знаковых городов, как Москва и Санкт-Петербург. Словосочетания «город-мечта», «Сочи-рай» стало в нашей стране почти мифологемой.

В свете так быстро произошедших глобальных изменений в теперь уже официально признанной южной столице России вместе с меняющейся системой ценностей в жизни и культуре общества нам представилось интересным исследовать это воззрение, художественно осмыслив события, явления, ухудшающуюся экологию не только через историко-мифологическую призму, но и получив непосредственные ощущения от знакомства с земным «раем».

Сочи в силу принятых политических решений за две недели плюс 7 лет получил то, что не смог получить в течение столетия: стал мировым туристическим центром. Всё, что происходит так быстро, не может не иметь опредёленных последствий. Мы живём в стремительно трансформирующемся мире. Меняются климат, политическая карта мира, сам человек.

После бурного ликования 2007 года вместе с грандиозным строительством начались многолетние не менее бурные обсуждения экологами, биологами, политиками судьбы уникального города. Сочи — самые северные в мире влажные субтропики рядом с вечными льдами Кавказа. Самое тёплое место в России. Буйная экзотическая растительность. Минеральные источники и грязи. 300 солнечных дней в году. Всё это было известно со времён экспедиций, исследовавших Черноморское побережье уже в конце 19 — начале 20 вв. В древнерусском искусстве утвердилась византийская иконография Рая. Рай — это прекрасный сад с буйным круглогодичным цветением, вечной Весной. И Рай — это город на небесах. Райский пейзаж в представлении людей сливался с необычно красивыми архитектурными постройками.

Уникальный субтропический климат Сочи, горы, море, изобилие экзотических фруктов создавали именно такую чудесную райскую картину, но не на небесах, а на земле, куда были проложены вполне земные дороги. Именно здесь российская аристократия начала строить виллы, дачи, а затем и гостиничные комплексы, красота архитектуры которых идеально вписывалась в приморский пейзаж. В Сочи создалась своеобразная культура градостроительства, свойственная только Черноморским курортным городам. Большинство зданий возводили в модном европейском стиле «модерн», в котором угадывались элементы средневековых замков и крепостных стен.

Причём тут «Пропел петух» для Сочи?! Ну, например, «красивая жизнь», стремление к бесконечной наживе, к быстрейшему обогащению, уничтожение живой природы, восстанавливать которую придётся веками… Не успел накопить миллионы, а «петух уже пропел», и твои дети и внуки не смогут уже искупаться в чистой воде горной речки… Ну и т.д.

Уже много десятилетий взгляды художников обращены в сторону окружающей среды, что является откликом на действие разрушительной силы стремительно развивающихся новых технологий. Создаётся ощущение, что планетарное развитие сознания запаздывает по сравнению с развитием технологий. Что приводит к разрушению собственного дома. Однако быстро развивающиеся технологии имеют и огромный потенциал для воплощения многовековой мечты человечества.

Художники многих поколений работают над тем, чтобы обратить людей в сторону созидания. Проект «Сочи. Новая Мечта или Пандемониум» — ещё одна манифестация, ещё одна капля в сосуд, ответ на изменившуюся систему ценностей в обществе. Город Сочи является идеальной площадкой для подобного заявления. Уникальный уголок планеты, освоенный человеком много тысяч лет назад, прошедший неоднозначные этапы в своём развитии, тем не менее имеющий потрясающий потенциал стать ещё одним райским уголком на земле, сейчас остро нуждается в особом внимании. В наши дни прекрасный облик «райского уголка» претерпевает катастрофические изменения в связи с ухудшением экологии. Сотворение — Грехопадение — Изгнание из Рая — будет ли Возвращение?