Творческий союз художников России (ТСХР) — общественная организация, объединяющая тысячи профессиональных художников по всей России. ТСХР проводит выставки, издает каталоги и книги по искусству, проводит занятия и мастер-классы для профессионалов и любителей, организует конференции, симпозиумы, аукционы, благотворительные мероприятия, реализует масштабные международные проекты с участием художников и кураторов из разных стран.
Историческая справка о ТСХР
История Творческого Союза художников России восходит к началу прошлого века. Еще в апреле 1917 года по инициативе ряда московских художественных обществ был образован Профессиональный союз художников-живописцев Москвы (СоЖив). Временный совет союза включал таких выдающихся художников как К.Коровин, П.Кузнецов, А.Лентулов, Р.Фальк и других. В задачи союза, в частности, входило устройство выставок, аукционов и лекций. При союзе был создан магазин художественных материалов для живописцев-членов союза. Летом 1918 года из этого союза вышли художники-авангардисты. Они организовали свое объединение — Профессиональный союз художников-живописцев нового искусства. Но вскоре эти два союза вновь стали единым целым.
В 1919 году состоялся Первый Всероссийский съезд работников искусств, учредивший свой профсоюз — РАБИС (аббревиатура от слов «РАБотники ИСкусства»). Эта организация объединила множество мелких союзов — Союз актеров, Союз рабочих сцены, Союз театральных служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз оркестрантов и т. д., став первым творческим объединением страны (Для информации: Московский Союз художников был организован только в 1932 году, Союз Художников СССР в 1957 году, а Союз художников РСФСР — в 1958 году). В разные годы его членами были мастера поистине мирового уровня: К.Малевич, М.Шагал, А.Родченко, К.Чуковский, Б.Иогансон, В.Серов, И.Грабарь, всенародно любимые Кукрыниксы.
С 1924 года РАБИС стал называться Всесоюзным профессиональным союзом работников искусств, а в 1953 году он влился в единый профессиональный союз работников культуры, насчитывающий 150 тысяч человек. В рамках этого объединения в том же 1953 году в Москве образовался Объединенный комитет профсоюза художников-графиков, сыгравший особую роль в истории российского искусства.
В 1974 году, после печально знаменитой «Бульдозерной» выставки, когда картины нонконформистов подверглись варварскому уничтожению на пустыре в Беляево, власть вынуждена была изменить отношение к неформальному искусству. Художникам-нонконформистам разрешили вступить в секцию живописи при Объединенном комитете профсоюза художников-графиков по ставшему знаменитым адресу: Малая Грузинская улица, 28. В подвале этого дома был оборудован выставочный зал, где демонстрировались работы О.Рабина, Э.Неизвестного, В.Немухина, О.Целкова, И.Кабакова, А.Зверева, Д.Краснопевцева, А.Харитонова, Д.Плавинского, К.Худякова, С.Симакова, Э.Дробицкого, Е.Евтушенко и многих других мастеров.
Малая Грузинская, 28 — это была знаменитая художественная «вольница» и центр неофициального искусства 60–80-х гг. Здесь объединились талантливые живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, которые тайно, а порой и явно подвергались гонениям со стороны официальных властей и некоторых представителей так называемого «официального» советского искусства. Революционная «Бульдозерная выставка» (1974), выставки в Измайловском парке (1975), в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ СССР (1975) и в залах на Малой Грузинской стали значительным явлением культурной жизни Москвы и России. Интерес к неофициальным полузапрещенным выставкам был настолько велик, что люди с ночи занимали очереди перед входом в выставочные залы, а органы правопорядка были вынуждены выставлять кордоны конной милиции.
Одним из ярких этапов художественного движения тех лет были знаменитые выставки в выставочном зале «На Каширке», первым директором которого стала в 1986 году Наталия Цыгикало. «Текстиль и мода», «Художник и современность», «Геометрия в искусстве» (посвященная Малевичу), «Фольклорные традиции в профессиональном и самодеятельном искусстве», «Художник и модель» и многие другие выставки, проведенные в 1986–1987 годах, вошли в историю выставочной деятельности России. Именно с этих выставок представители Главного управления культуры уже не смогли снять ни одной работы. Ф.Инфанте, Г.Брускин, В.Янкилевский, Л.Пурыгин, И.Кабаков, Э.Булатов, Сундуков, Т.Санчес, Т.Смирнова, И.Крутикова и другие художники были участниками выставок тех лет. Выставки в зале «На Каширке» посещали известные деятели мировой культуры XX века: швейцарские писатели Макс Фриш и Дюрренматт, американский кинорежиссер Милош Форман.
В 1982 году Малую Грузинскую возглавил Эдуард Дробицкий. С приходом молодого, активного, энергичного художника культурная жизнь Москвы получила новый мощный импульс. Кроме столицы выставки стали организовываться в регионах страны, а чуть позднее и за рубежом. Постепенно удалось найти точки соприкосновения с властями. Блестящий художник, график, скульптор Э.Дробицкий знаменит еще особой «дягилевской» ролью в художественном процессе СССР и СНГ. Более 30 лет он вместе с инициаторами выставок «неофициального» искусства О.Рабиным и В.Немухиным организовывал движение российских художников-нонконформистов, после 1987 года получивших свободу выезда на Запад и снискавших там мировую славу.
Московская организация ТСХР является правопреемником центра неофициального искусства — легендарной Малой Грузинской, 28. Но так же значительна и очень интересна история Санкт-Петербургского Творческого союза художников. Он был создан еще в 1918 году по инициативе деятелей культуры. Почетным председателем был избран Максим Горький. Союз провел огромное количество акций и выставок и был расформирован в середине 40-х годов по идеологическим соображениям. ТСХ в Санкт-Петербурге был воссоздан в начале 90-х годов.
После развала СССР Э.Дробицкий собрал художников СНГ под крышей Международной федерации художников (IFA) при ЮНЕСКО и начал налаживать новый художественный процесс по культурной норме мирового сообщества. ТСХ России входит в эту федерацию, которая была создана на учредительной конференции 14 мая 1992 года в Турине (Италия). Международная федерация художников включает в себя творческие объединения ряда стран: Аргентины, Арабских Эмиратов, Бельгии, Испании, Италии, России, США, Уругвая, Швеции, Югославии и многих других. Первым президентом федерации был избран Народный художник России, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат государственных и международных премий и конкурсов, Действительный член и вице-президент Российской академии художеств, президент Творческого союза художников России, Вице-президент Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО, член Государственного экспертно-консультативного совета при Правительстве РФ Э.Н.Дробицкий.
В конце 2007 года после ухода из жизни Эдуарда Николаевича Дробицкого президентом ТСХ России избран Заслуженный художник, член-корреспондент Российской академии художеств Константин Васильевич Худяков. В настоящее время ТСХР объединяет живописцев, графиков, скульпторов, иллюстраторов, оформителей книжной продукции, фотохудожников, дизайнеров, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, художественной куклы, актуального искусства из 54 регионов России. Только одно Московское отделение насчитывает около 6000 членов Союза. Среди членов ТСХР — такие известные мастера как: академики Т.Салахов, З.Церетели, В.Цигаль, А.Шилов, А.Бурганов, А.Бичуков, И.Глазунов, И.Обросов, З.Абоев, руководитель школы-мастеров Палеха В.Кукулиев, В.Макашов, профессор Художественного института им.Сурикова П.Литвинский, профессоры академии живописи, ваяния и зодчества В.Шилов, Е.Ромашко и другие.
У истоков Творческого союза художников России стояли признанные во всем мире мастера современного изобразительного искусства: О.Рабин, Э.Неизвестный, В.Немухин, О.Целков, Э.Штернберг, И.Кабаков, М.Шемякин, А.Зверев, В.Янкилевский, Д.Краснопевцев, Э.Дробицкий, А.Харитонов и многие другие. Все эти художники вошли в историю современного русского авангарда, европейского и мирового искусства, о них написаны сотни статей и книг. Произведения членов ТСХР находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им.А.Пушкина, Русском музее, а также во многих других музеях России и зарубежных стран.
«Мы не хотим выискивать какие-то „измы“ и делить художников на течения и группировки. Мы хотим показать, что изобразительное искусство — это не просто развлечение, что при помощи живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства можно говорить об очень серьезных и даже философских вещах» (Э.Дробицкий)